Государственное бюджетное учреждение культуры Волгоградский государственный театр «Царицынская опера»

400007. г. Волгоград, пр. В. И. Ленина, 97

Тел./Факс: (8442) 73-80-18

E-mail: opera.dir@nxt.ru

Касса: (8442) 27-52-94


ГЕРБ-3-8-зеленый.jpg


Фестиваль "ОПЕРНЫЙ АЛЬЯНС"

Заставка.jpg

Красавица Ариадна

      В конце мая в Волгоградском государственном театре «Царицынская опера» состоится второй фестиваль искусств «Оперный альянс», на котором волгоградцы первыми в России увидят уникальную барочную оперу Джованни Ристори «Ариадна». Это совместный проект «Царицынской оперы» и Мариинского театра Санкт-Петербурга.

АРИАДНА Афиша премьеры.jpg

      -- В прошлом году, -- рассказывает художественный руководитель «Царицынской оперы» Михаил Романовский, -- наш театр провел фестиваль, который мы назвали «Оперный альянс». Его участниками стали наши ближайшие соседи – вокалисты и музыканты из Калмыкии и Астрахани. Проект оказался весьма успешным и получил хорошие отклики зрителей и прессы. И мы решил сделать фестиваль традиционным. Мы узнали, что в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга прошла барочная опера «Ариадна», написанная 250 лет назад и никогда не исполнявшаяся в России. Мы провели переговоры с авторами проекта и достигли договоренность о постановке оперы "Ариадна" в Волгограде совместными усилиями артистов «Царицынской оперы» и Мариинского театра. Художественный руководитель и режиссёр проекта постановки оперы «Ариадна» -- солистка Мариинского театра Ирина Васильева. 

        Уникальность постановки оперы «Ариадна» в Волгограде заключается в том, что в отличие от Санкт-Петербурга, где она была показана в концертном варианте,  у нас -- впервые в России! -- пойдет как полноформатный оперный спектакль – с красивыми декорациями, реквизитом, костюмами… Оформлять его будут наши художники – Елена Павловская (костюмы) и Георгий Матевосян (сценография). 

Дионис и Ариадна.jpg
      Сюжет оперы был заимствован из греческого мифа о том, как бог земледелия и виноделия Дионис (Вакх) встретил на острове Наксос Ариадну, полюбил её и взял в жёны. Этот миф имеет свою предысторию. Ариадна, дочь критского царя, помогает Тезею убить Минотавра. Покидая Крит, Тезей увозит с собой влюблённую в него девушку. Но на острове Наксос покидает её. Печаль Ариадны безутешна… 
Фото: Дионис и Ариадна
      Исполнять все роли в спектакле будет альянс вокалистов двух театров: четыре вокалиста – из «Царицынской оперы» и четыре -- из Мариинского, что подчеркивает название фестиваля – «Оперный альянс», то есть содружество. 

       В составе артистов из Санкт-Петербурга – молодые звёзды Мариинского театра: Александр Никитин (баритон), Екатерина Крапивина (меццо-сопрано), Ирина Васильева (сопрано) и контр-тенор, кандидатура которого еще не утверждена. Из труппы «Царицынской оперы» в барочной опере будут заняты заслуженные артисты России Елена Барышева (драматическое сопрано) и Анна Девяткина (сопрано); Юлия Почкалова (драматическое сопрано) и Вера Соловьёва (лирико-колоратурное сопрано).

       Заглавную партию в опере будет исполнять наша солистка – заслуженная артистка России Анна Девяткина. 

-- Что для вас участие в барочной опере? – этот вопрос мы задали всем волгоградским участницам будущего спектакля.

Вера СОЛОВЬЁВА: 

СОЛОВЬЁВА.jpg
-- Это еще одна ступенька в нашем профессиональном росте. Исполнение партий в барочной опере требует безукоризненного владения вокальной техникой. Во время учебы в институте я пела отдельные барочные арии, а в театре еще не приходилось. Поэтому очень обрадовалась, когда узнала, что меня включили в этот проект. 


Анна ДЕВЯТКИНА, заслуженная артистка России: 

DSC_1182napw.jpg-- Этот жанр мне очень хорошо знаком. В моем репертуаре много произведений барочной музыки. Правда, оперу барочную я ещё не пела, но камерных барочных произведений перепела много. Например, был у меня несколько лет назад очень сложный, но очень интересный проект: Алессандро Скарлатти -- шесть арий для голоса и трубы пикколо. Это произведения времён знаменитого кастрата Фаринелли, который эти арии пел. У нас в театре были камерные вечера барочной музыки. На них всё было очень интересно, изысканно, солисты и музыканты все -- в красивых костюмах, и публике такие вечера всегда нравились. В опере «Ариадна» я буду исполнять роль главной героини. Объем вокального материала в общем-то небольшой, но он требует ювелирной голосовой работы. Я давно мечтала о таком проекте, мне это интересно. Поэтому с огромным желанием уже приступила к изучению материала. 

Елены БАРЫШЕВА, заслуженная артистка России: 

БАРЫШЕВА.jpg

-- Для меня как для певицы барочная музыка – это как витамины для голоса, для поддержания хорошего вокального уровня. Я пока еще полностью не погрузилась в материал оперы «Ариадна», но уже представляю, сколько удовольствия получу от работы над своей ролью сама, и сколько радости получат от оперы наши зрители. 


Юлия ПОЧКАЛОВА: 

Юлия ПОЧКАЛОВА.jpg
-- Я очень рада, что буду принимать участие в этом проекте! Барочная музыка всегда полезна для голоса. Её очень приятно исполнять. Ария из барочной оперы, кстати, в обязательном порядке входит в программу экзамена в консерватории. И я тоже пела ее, когда училась. Горжусь, что мне выпала честь исполнять одну из ролей в опере «Ариадна». 

      
Предполагается участие в спектакле двух-трех пар солистов балета. Для постановки их номеров из Санкт-Петербурга приедет балетмейстер Мариинского театра Екатерина Беспалова. Камерный состав оркестра – порядка 20 музыкантов –  из «Царицынской оперы». За дирижерским пультом будет музыкальный руководитель проекта – концертмейстер Мариинского театра Лариса Габитова.
 
      В Волгограде опера «Ариадна» будет показана дважды. Затем участники этого спектакля и другие солисты нашего театра дадут гала-концерт, который станет достойным завершением фестиваля. Предполагается, что, например, дуэты будут исполняться в альянсе солистами двух театров. 

      Опера «Ариадна» будет исполняться на итальянском языке с диалогами между ариями – на русском языке. Поэтому содержание произведения будет хорошо понятно всем зрителям. После фестиваля опера «Ариадна» войдет в репертуар нашего театра. 

Себастьяно Риччи, Дионис находит Ариадну.jpg
    Себастьяно Риччи. Дионис находит Ариадну

Из истории оперы

      Сложилось так, что большая часть сочинений Джованни Альберто Ристори сгорела при пожаре в 1760 г. и погибла в 1945 г. при бомбардировке его родного города Дрездена. Однако в результате тщательного изучения целых гор архивного материала в фондах библиотек среди сотен барочных имен, мало что говорящих даже специалистам, был найден редкий экземпляр манускрипта оперы «Ариадна». Ценность находки этого манускрипта подчеркивается тем обстоятельством, что с имени Джованни Альберто Ристори начинается российская история оперы. Санкт-Петрербург, а вслед за ним и Волгоград осуществлением постановки практически неизвестной оперы Ристори прокладывают мост исторического барочного искусства «Россия – Европа». Старинный манускрипт, обернувшись изящным завитком вокруг веков, явился прекрасным барочным образом на современном оперном пространстве, а озорная изящная постановка античного сюжета и вдохновение исполнителей чудесным образом пленят зрителя.

Валерий КОНОВАЛОВ.

Анонс-2.jpg