Государственное бюджетное учреждение культуры Волгоградский государственный театр «Царицынская опера»

400007. г. Волгоград, пр. В. И. Ленина, 97

Тел./Факс: (8442) 73-80-18

E-mail: opera.dir@nxt.ru

Касса: (8442) 27-52-94

ГЕРБ-3-8-зеленый.jpg

 Миссия

Волгоградского государственного театра

 «Царицынская опера»

  • Развитие духовного, нравственного и культурного потенциала зрителей средствами и возможностями классического и современного театрального искусства;
  • Приобщение зрителей к ценностям отечественной и мировой театральной культуры;
  • Пропаганда достижений российского театрального искусства в Российской Федерации и за рубежом в целях всестороннего укрепления международных культурных связей.
Опера в Царицыне

      Впервые в Царицыне оперная труппа была набрана для сезона 1908—1909 гг. (численность населения города тогда составляла всего 100 тысяч человек). Ее антрепренером стал владелец театра «Конкордия» В. М. Миллер. В качестве солистов были приглашены из Императорского театра драматическое сопрано Чекмарева, из Москвы — Миловидова, из Саратовской оперы — Станиславова. Для постановки оперных спектаклей было заново отделано здание и проведено паровое отопление. В репертуаре первого сезона значились «Травиата» и «Аида» Верди, «Демон» Рубинштейна, «Фауст» Гуно, «Жизнь за царя» Глинки, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского.

      «Благодарим господина Миллера за хорошую труппу», — то и дело восторгался «Царицынский вестник». Прекрасно пели Гудвиль, Станиславова, Шидловский. Последний, по словам рецензентов, «удовлетворял самым серьезным требованиям: у него был мощный и красивый голос». «Тонким музыкальным слухом обладала А. М. Шеншова, безупречно исполнявшая партию Виолетты в «Травиате».

       А в 1909 году гастроли Царицынской оперной труппы с успехом прошли в Самаре, Тамбове и Астрахани с 24 различными спектаклями в афише.

(По материалам книги Г. Н. Андриановой «Художественный облик
 Царицына-Сталинграда». Волгоград, «Универсал», 1991 г.)

Наши истоки

     Свою историю Волгоградский государственный театр «Царицынская опера» ведёт с Волгоградской оперной антрепризы. 20 февраля 1993 года состоялся первый её спектакль -- опера Дж. Пуччини «Чио-Чио-Сан». Собственного здания у театра еще не было. Спектакли игрались на сцене Центрального концертного зала. На основании свидетельства о Государственной регистрации предприятия от 28.11 1996 года № 3633 Волгоградская оперная антреприза она была переименована в ГУК «Музыкальный театр -- Волгоградская оперная антреприза».

     Затем ГУК «Музыкальный театр -- Волгоградская оперная антреприза» реорганизован в Государственное учреждение культуры «Волгоградский государственный театр «Царицынская опера» распоряжением Главы Администрации Волгоградской области от 06.02.2004 года. Реорганизация завершена 25.04.2004 года регистрацией ГУК ВГТ «Царицынская опера» в МИ МНС России № 9 по Волгоградской области.

     ГУК ВГТ «Царицынская опера» переименовано в Государственное бюджетное учреждение «Царицынская опера» Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 23 мая 2011 года № 226-п. Устав ГБУК ВГТ «Царицынская опера» утвержден Приказом Комитета по культуре Администрации Волгоградской области № 01-20/169 от 13.07.2011 года. ГБУК ВГТ «Царицынская опера» зарегистрировано в МИ МНС России №9 по Волгоградской области 27.07.20011 года.

История театра

      Свою историю театр ведет с 20 февраля 1993 года. В этот день состоялся первый спектакль Волгоградской оперной антрепризы (первоначальное название театра) -- опера Дж. Пуччини «Чио-Чио-сан». Собственного здания у театра еще не было. Спектакли игрались на сцене Центрального концертного зала.

      С 6 февраля 2004 года был изменен статус театра. Ему было дано новое название: Волгоградский государственный театр «Царицынская опера». Директором театра стал известный волгоградский композитор и предприниматель Владимир Федерас. Театру было отдано здание бывшего Дворца культуры имени Ленина, построенное в 1956 году знаменитым архитектором Корнфельдом в стиле неоклассицизма и обладающее уникальными акустическими характеристиками. Однако первая премьера молодого театра -- «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова – была сыграна по-прежнему на сцене Центрального концертного зала, так как театральный зал требовал хотя бы минимального ремонта. Первым режиссёром–постановщиком нового театра стал режиссёр Большого театра Михаил Панджавидзе. Впервые за всю историю театрального Волгограда были использованы новые технологии: видеопроекция on-line отдельных персонажей оперы на декорации спектакля.

      В сезон 2005-2006 года подготовлен премьерный спектакль -- опера А. С. Даргомыжского «Русалка». Премьера состоялась 11 ноября 2005 года. В этом спектакле компьютерные технологии полностью заменили декорационное оформление спектакля. Спектакль стал событием в культурной жизни города, заставив говорить о себе практически все слои населения и вызвав бурную полемику в СМИ. 

      С января 2006 года в штатное расписание театра введена должность художественного руководителя театра. Ее занял Михаил Панджавидзе, режиссер-постановщик опер Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и А. С. Даргомыжского «Русалка». С его приходом было принято радикальное решение проблемы проката спектаклей – театр отказался от арендных площадок и стал играть спектакли на своей сцене. В этом же сезоне были подготовлены два спектакля, адресованные детской аудитории – оперы Э. Колмановского «Белоснежка» и М. Минкова «Волшебная музыка», а также опера-зингшпиль «Директор театра» В. А. Моцарта с новым оригинальным текстом. Также, с подачи художественного руководителя, был поставлен первый балет нового театра «Барышня и Хулиган» Д. Шостаковича.

      В здании всё это время шёл ремонт, который проводился директором театра полностью из своих и привлечённых средств. Благодаря его деятельности и помощи спонсоров, здание стало пригодным для эксплуатации. Было отремонтировано фойе театра - колонный зал, полностью заменено отопление, открыто театральное кафе и камерный зал, расширена оркестровая яма. Однако оставался целый ряд проблем, решать которые предстояло в будущем.
 
    Репертуарная политика театра так же претерпела изменения. Художественным руководством и дирекцией театра было принято решение о плановой замене старых постановок Оперной антрепризы на новые, не меняя при этом названий. Так, свой третий сезон театр открыл 13 октября 2006 года в своем здании новой сценической версией оперы П. И. Чайковского «Иоланта».

      В течение полутора лет, спектакли, подготовленные труппой театра, -- Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, «Аида» Дж. Верди, балеты «Барышня и Хулиган» Д. Шостаковича, «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно исполнялись в помещении, не приспособленном для оперных представлений. Часть спектаклей театр был вынужден ставить на выездных площадках.

      Постепенно проводилась реконструкция и реставрация здания театра: увеличивалось пространство сцены, улучшалось ее техническое оснащение, приобреталось компьютерное оборудование для современного оформления оперных и балетных спектаклей.

       С 2006 года началось активное сотрудничество «Царицынской оперы» с творческим и художественным составом Государственного Академического Большого театра Российской Федерации. Для участия в спектаклях «Царицынской оперы» приглашаются солисты из оперных театров Москвы, Казани, Уфы, Саратова – заслуженный артист России Вячеслав Почапский, Николай Казанский, Екатерина Головлева (ГАБТ, Москва), Николай Решетняк («Новая опера», Москва), Владимир Копытов (Уфа), Олег Мачин (Казань), Александр Багмат, Владимир Верин. С труппой «Царицынской оперы» охотно работают режиссеры-постановщики: Михаил Панджавидзе, Игорь Ушаков, Олег Найденышев, Владислав Капп, Елена Александрова (Москва); дирижеры-постановщики: заслуженный артист России Михаил Аркадьев, Михаил Грановский (Москва), Юрий Кочнев (Саратов). Волгоградские солисты -- заслуженные артисты России Наталия Семенова, Николай Черепанов, Анна Девяткина, Елена Барышева не уступали в мастерстве оперным певцам из других городов.

      В течение нескольких лет коллективом театра подготовлены спектакли: оперы – «Директор театра» Вольфганга Моцарта, «Чио-Чио-сан» Джакомо Пуччини, «Аида» Джузеппе Верди, «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова, «Русалка» Александра Даргомыжского, балеты «Барышня и хулиган» Дмитрия Шостаковича, «Вальпургиева ночь» Шарля Гуно, «Аполлон Мусагет» Игоря Стравинского, «Жизель» Адольфа Адана. 

       В 2011 году Министерство культуры Волгоградской области поставило задачу сделать Театр репертуарным. Для решения этой задачи директором театра был назначен заслуженный работник культуры РФ Владимир Божков, а художественное руководство театра возглавил Михаил Романовский. Театр -- впервые за свою историю -- запланировал жёсткий репертуарный план на сезон. В декабре 2011 года осуществлена постановка оперы Дж. Пуччини «Тоска». Над ней работала творческая группа Мариинского театра Санкт-Петербурга: режиссер Иркин Габитов, дирижер Фабио Мастранжело и художник Вячеслав Окунев. К этому времени была поставлена и решена задача создания штатного оркестра театра «Царицынская опера», численность которого на сегодняшний день составляет 55 единиц.

      В мае 2012 г. в Волгоградском государственном театре «Царицынская опера» состоялся фестиваль искусств «Оперный альянс». На нём своё мастерство волгоградским зрителям продемонстрировали вокалисты и музыканты Волгограда и Республики Калмыкии.

        8-й театральный сезон театр закрыл премьерой третьей по счёту версии оперы Ж. Бизе "Кармен". Постановщиком спектакля стал Геннадий Козин.

     В июне 2012 г. оркестр под руководством главного дирижера театра Юрия Ильинова и группа ведущих солистов «Царицынской оперы» побывали на гастролях в Дагестане, где приняли участие в V Международном музыкальном фестивале «Порт-Петровские Ассамблеи», который проходил в столице Дагестана – г. Махачкале. Фестиваль проводился в рамках мероприятий программы «Культурная Олимпиада «Сочи 2014», Год музыки» при поддержке Президента Республики Дагестан, Министерства культуры России и Министерства культуры Республики Дагестан.   

     Первой премьерой 9-го театрального сезона 30 ноября 2012 года стала опера В. А. Моцарта "Così fan tutte" -- «Так поступают все женщины», которая в "Царицынской опере" идёт под названием "ШКОЛА ЛЮБВИ". Поставил спектакль режиссёр Мариинского театра Санкт-Петербурга Иркин Габитов, дирижёр-постановщик -- Владимир Стачинский, балетмейстер-постановщик -- Владимир Романовский из Театра музыкальной комедии Санкт-Петербурга.

      Достойным завершением 9-го театрального сезона стал второй фестиваль искусств "Оперный альянс". Театр открыл его концертом--презентацией с участием ведущих солистов, а в роли дирижёра выступил заслуженный артист России Константин Орбелян, известный во всём мире своими концертными проектами с замечательными вокалистами - Эвой Подлесь, Галиной Горчаковой, Роберто Аланья, Дмитрием Хворостовским, Анной Нетребко, Рене Флеминг, Сондрой Радвановски.

    С апреля 2013 года Константин Орбелян является генеральным продюсером и приглашённым музыкальным руководителем Волгоградского государственного театра "Царицынская опера".

    Следующим событием фестиваля "Оперный альянс" стал показ премьеры барочной оперы Дж. Ристори "Ариадна", поставленный творческой группой из Санкт-Петербурга в альянсе артистов "Царицынской оперы" и Мариинского театра под руководством Ларисы Габитовой и Ирины Васильевой. Завершением фестиваля и театрального сезона стал Гала-концерт артистов "Царицынской оперы" и Маринского театра с участием трёх дирижёров -- главного дирижёра театра «Царицынская опера» Юрия Ильинова, музыкального руководителя проекта «Ариадна» Ларисы Габитовой и ведущего дирижёра Центра оперного пения Галины Вишневской Ярослава Ткаленко.